15.01.2020
Наркомания: как распознать и
что делать?
Следует помнить! Один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10
человек!
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Что происходит с наркоманом
в результате приема того или другого
наркотика? Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп
зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это
значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять,
что беда постучала в ваши двери.
Основные признаки
употребления наркотических веществ:
1. Внешний вид и поведение в той или
иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха
алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;
2. Изменение сознания: сужение,
искажение, помрачение;
3. Изменение настроения: беспричинное
веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не
соответствующие данной ситуации;
4. Изменение двигательной активности:
повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или
обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от
ситуации);
5. Изменение координации движений: их
плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность),
неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно
явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
6. Изменение цвета кожных покровов:
бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части
туловища;
7. Блеск глаз;
8. Сильно суженные или сильно
расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
9. Изменение слюноотделения: повышенное
слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
10. Изменение речи: ее ускорение,
подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость
речи.
Частные признаки,
возникающие при употреблении определенных наркотиков:
При употреблении конопли — у наркомана
расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман
подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак -
зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.
При приеме опиатов — сонливость, в
самые неподходящие моменты, может забыть о прикуренной сигарете и обжечься,
либо выронить ее, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в
разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько
раз говорить об одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если
ему ничего не мешает. Очень верный признак- зрачок, который необычно узкий, не
реагирует на свет, т.е. не расширяется. Кожа — бледная, но губы могут быть
припухшими, покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий
признак- это нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно
встает (если есть наркотик или деньги).
При приеме психостимуляторов — наркоман необычайно
оживлен, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте.
Очень быстро говорят, перескакивают с одной темы на другую. Расширенные зрачки.
Быстро выполняют все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него,
то он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды
психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому часто
психостимуляторы употребляют вдвоем с женщиной. Наркоманы могут по несколько
часов заниматься каким-то одним делом, к примеру убираться дома.
При приеме галлюциногенов — признаки вытекают из
названия, разнообразные галлюцинации- визуальные, когда наркоману видятся
разные животные- крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол и
ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним
разговаривать и т. п., слуховые галлюцинации- когда наркоману слышаться голоса,
что кто-то с ним говорит, наркоман может говорить с этим "кто-то".
При длительном употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии,
психозы.
При приеме снотворных препаратов - похоже на
алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту.
Координация движений нарушена. При приеме некоторых снотворных препаратов в
больших дозах могут быть галлюцинации.
При приеме летучих наркотических
действующих веществ - тоже напоминает алкогольное опьянение,
шумное вызывающее поведение. От ребенка пахнет ацетоном, бензином, клеем
"Момент". Часто бывают галлюцинации, из-за них подростки и начинают
употреблять, галлюцинации они называют "мультиками".
Порядок действий педагогов при
подозрении или выявлении факта потребления наркотиков обучающимся
При подозрении что подросток потребляет наркотики:
1. При проведении всех действий обязательно
присутствие двоих педагогов;
2. Предложите показать подростку содержимое
карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные средства на парту или
письменный стол;
3. После предоставления содержимого
вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух
метров;
4. По возможности процесс проведения
всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного
телефона;
5. Внимательно следите за поведением
подростка, т.к. в процессе предоставления содержимого вещей последний может
попытаться их уничтожить, не оставляйте его в помещении одного;
6. Нельзя самим дотрагиваться до
упаковки подозрительных вещей, т.к. в дальнейшем это может уничтожить
вещественные доказательства;
7. Не пытайтесь попробовать
подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, т.к. это может
навредить вашему здоровью;
8. В последующем необходимо вызвать
милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы.
При выявлении факта потребления обучающимся
наркотиков в учреждении образования:
1.Руководитель учреждения образования
незамедлительно информирует (по территориальности и принадлежности информирует
учреждение здравохранения, орган внутренних дел, управление спорта и туризма, администрации
района г. Минска.
2.В течение двух дней в учреждении
образования проводится оперативный сбор и обобщение информации об обучающемся,
его семье и окружении. Актуальная информация в письменном виде направляется в
учреждение здравохранения и орган внутренних дел по территориальности и
принадлежности.
3.В течение двух дней с момента
получения информации учреждением образования совместно с представителями
органов внутренних дел и учреждений здравохранения разрабатывается комплексная
индивидуальная программа сопровождения и помощи обучающемуся с фиксацией
результатов выполнения программы всеми заинтересованными сторонами.