Что такое наставничество в школе?
Тысячи молодых преподавателей
приступают к работе в образовательных учреждениях ежегодно. У всех из них
возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных
ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных
практиках. Организационная культура учреждения и требования, учебная программа
и подбор методов, форм и средств преподавания; родители, моноэтнический или
полиэтнический состав учащихся и «дети, с особыми потребностями» в классе –
целый комплекс разноплановых новых задач встанут перед молодым учителем. Для того чтобы молодой
специалист, начиная свою педагогическую карьеру, легко адаптировался к новой,
профессиональной среде, организуется система наставничества. Для большинства наставничество в школе -
это отношения учителя – стажера и педагога – наставника на начальном этапе
вхождения в профессию. В «Положении о наставничестве», действующем в
школе до 2-19 – 2020 учебного года было заявлено: «Наставничество вводится для
оказания методической помощи молодым специалистам и вновь назначенным учителям,
имеющим опыт работы не более 3-х лет. Наставничество предусматривает
систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого
специалиста (учителя) необходимых навыков и умений ведения педагогической
деятельности».
Что заставляет нас менять отношение
к наставничеству?
С введением нового Закона об Образовании, новых
Федеральных государственных стандартов и Профессиональных педагогических
стандартов, и опытные педагоги столкнулись с проблемами, с которыми никогда не
сталкивались прежде. Государственная образовательная политика РФ, открытия
ученых в науке, развитие отечественной и зарубежной педагогики, запрос
общества, реализация парадигмы «образование через всю жизнь» – все это
вместе требует от педагога нового качества в его деятельности.
Какой комплекс мер может стать сегодня всесторонней
поддержкой для педагога? Введение системы наставничества и работа с
наставником – таким видится ответ на поставленный вопрос. Главная цель
введения системы наставничества – повышение качества преподавания учителя.
Актуальность возрождения института
Наставничества.
В конце 2018 года был утвержден
национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей
в его реализации, включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех
каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые
профессионалы».
В целях достижения сквозного
результата вышеперечисленных проектов ведомственным проектным офисом нацпроекта
«Образование» разработана методология (целевая модель) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования. Она утверждена распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.
23 января 2020 года Министерство
просвещения РФ опубликовало Письмо № МР – 42/02 о внедрении целевой модели
наставничества в образовательных организациях Российской Федерации. Внедрение
программ наставничества в образовательные организации России обеспечит
системность и преемственность наставнических отношений.
В числе самых распространенных форм
наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий
реализации программы наставничества, могут быть выделены пять:
"ученик - ученик";
"учитель - учитель";
"студент - ученик";
"работодатель - ученик";
"работодатель - студент".
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
Проблемы педагога с большим
стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или
испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации
профессионального выгорания.
Планируемым результатом реализации
целевой модели наставничества является измеримое улучшение личных показателей
эффективности педагогов.
Целевая модель наставничества в
форме «учитель - учитель»
Термины и определения
Наставничество - универсальная технология передачи опыта,
знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся
в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и
формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника
и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который
через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт
и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемым может стать любой молодой специалист и
педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. В форме
"учитель - учитель" возрастной параметр не задается.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий
успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми
для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Наставниками могут быть педагоги и иные должностные
лица образовательной организации, сотрудники иных организаций изъявивших
готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего профессионального образования, либо
организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы
наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
Методология наставничества - система концептуальных
взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и
практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия
наставника и наставляемого.