Рабочая программа по дополнительному образованию «ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК» на 2017-2018 учебный год

01.01.2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан

«Согласовано»

Заместитель директора по

ВР

_________/Смирнова Н.В./

«____»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ«Красновосходская СОШ»

___________/Завзанов С.З./

«____»______________2017г.

Рабочая программа по дополнительному образованию

«ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

на 2017-2018 учебный год

Автор программы:

Рамазанова М.Т.

Красный Восход

2017 год.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Роль и место данного курса.

Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением национальной культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной мордовской культурой, знакомит с творчеством мордовских драматургов и писателей.
Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Цели и задачи кружка:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты; особенностями национальной культуры;
2) помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
3) способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
4) воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к мордовской культуре.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Формы и методы работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и мордовского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и мордовской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Методические рекомендации.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Сроки реализации программы.Обучение по данной программе рассчитано на 68 часов.
Ожидаемые результаты:
ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ? Именно этот вопрос я задам себе в конце года.Подросли мои ученики. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности?
На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

Учебно-тематический план

Классы : 3-6

Всего - 68 часов, в неделю -2 часа

Контрольные занятия: участие в районном смотре художественной самодеятельности, конкурсах, тематических концерта.

№ п./п.

Наименование темы

Количество часов

1

Организационное занятие

2

2

Культура и техника речи

6

3

Основы театральной культуры

4

4

Этюды «я в предлагаемых обстоятельствах»

2

5

Занятия актерским мастерством

4

6

Работа над сценарием, поиск образа

10

7

Прогоночные репетиции мероприятий

20

8

Мизансценирование

2

9

Ритмопластика

2

10

Изготовление декораций, костюмов, техника ритма

6

11

Просветительская и досуговая работа

10

Итого 68

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примечание

план

факт

1.

1 нед.

Организационное занятие

2

2.

2 нед.

Культура и техника речи. Упражнения для тренировки четкого произношения.

2

3.

3 нед.

Культура и техника речи. Работа со скороговорками.

2

4.

4 нед.

Основы театральной культуры. Подготовка ко Дню учителя.

2

5.Хочу такой сайт

5 нед.

Занятия актерским мастерством.

2

6.

6 нед.

Работа над сценарием «Осенних мотивов»

2

7.

7 нед.

Прогоночные репетиции «Осенних мотивов»

2

8.

8 нед.

Работа над сценарием, поиск образов.

2

9.

9нед.

Прогоночные репетиции конкурсной сказки.

2

10.

10нед.

Изготовление декораций, костюмов.

2

11.

11нед.

Выступление на фестивале сказок.

2

12.

12нед.

Работа над сценарием новогоднего праздника.

2

13.

13нед.

Прогоночные репетиции.

2

14.

14нед.

Прогоночные репетиции.

2

15.

15нед.

Изготовление декораций, костюмов.

2

16.

16нед.

Работа над сценарием кукольного представления.

2

17.

17нед.

Культура и техника речи.

2

18.

18нед.

Занятия актерским мастерством.

2

19.

19нед.

Изготовление декораций, кукол.

2

20.

20нед.

Репетиция сказки.

2

21.

21нед.

Прогоночные репетиции сказки.

2

22.

22нед.

Прогоночные репетиции сказки.

2

23.

23нед.

Прогоночные репетиции сказки.

2

24.

24нед.

Выступление кукольного театра на смотре художественной самодеятельности.

2

25.

25нед.

Работа над сценарием, поиск образов.

2

26.

26нед.

Основы театральной культуры.

2

27.

27нед.

Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах»

2

28.

28нед.

Мизансценирование.

2

29.

29нед.

Ритмопластика.

2

30

30нед.

Прогоночные репетиции сказки.

2

31.

31нед.

Прогоночные репетиции сказки.

2

32.

32нед.

Подготовка к празднику «Последний звонок»

2

33.

33нед.

Подготовка к празднику «Последний звонок»

2

34.

34нед.

Итоговое занятие.

2

Итого: 68 часов

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.09.2018

Дата обновления: 04.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
kp2023.xlsx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».